Итоги исполнения консолидированного бюджета области за 2014 год, задачи финансовых органов на 2015 год

Итоги исполнения консолидированного бюджета области за 2014 год, задачи финансовых органов на 2015 год


Итоги исполнения консолидированного бюджета области за 2014 год,

задачи финансовых органов на 2015 год

Исполнение бюджетов в текущем году происходит в сложных условиях. На поступление доходов влияет непростая ситуация в мировой и российской экономике, приводящая к замедлению ее темпов роста.

По оперативным данным за десять месяцев 2014 года в консолидированный бюджет Амурской области поступило 30,6 млрд. рублей налоговых и неналоговых платежей, что на 1,2 млрд. рублей, или 4% больше поступивших доходов аналогичного периода прошлого года.

По предварительной оценке ожидаемые поступления налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области составят 36,8 млрд. рублей, что на 1,2 млрд. рублей, или 3% больше поступлений 2013 года, но меньше запланированных доходов текущего года на 1,5 млрд. рублей. Неисполнение плановых назначений прогнозируется по прибыли, доходам от уплаты акцизов на нефтепродукты и по налогу на доходы физических лиц.

Продолжается, начатая в 2013 году, совместная работа Правительства Амурской области, федеральных структур и органов местного самоуправления по выполнению плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании регионального и местных бюджетов области. По результатам работы сумма дополнительно начисленного налога на имущество физических лиц за 2013 год составила 6,3 млн. рублей. В 2014 году предполагается получить дополнительно 25 млн. рублей имущественных налогов с физических лиц.

В целях совершенствования местных налогов Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен новой главой 32 «Налог на имущество физических лиц».

Законом Амурской области от 18 ноября 2014 года № 440-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2015 года.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с действующим законодательством, необходимо в срок до 01 декабря 2014 года разработать, принять и официально опубликовать в средствах массовой информации новые решения о налоге на имущество физических лиц в части определения налоговых ставок  в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации,  особенностей определения налоговой базы, а также установления налоговых льгот, не предусмотренных кодексом.

Разбалансированность местных бюджетов приводит к необходимости изыскания средств для финансирования возрастающих расходных обязательств. Одним из путей решения этой проблемы является увеличение поступлений налогов в местные бюджеты.

Налог на доходы физических лиц является одним из бюджетообразующих налогов муниципальных образований.

Наполняемость местных бюджетов зависит от деятельности  организаций, расположенных на территории муниципальных образований. Поэтому необходимо продолжать уделять особое внимание проблеме легализации теневой заработной платы хозяйствующих субъектов, что является одним из резервов увеличения НДФЛ.

Повысить собираемость единого налога на вмененный доход муниципальные образования области могут за счет увеличения корректирующего коэффициента базовой доходности, который учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности. Так, на 2015 год повысить корректирующие коэффициенты по отдельным видам предпринимательской деятельности намерены г. Благовещенск, г. Свободный, п.г.т. Углегорск, Ивановский район.

В целях повышения доходов местных бюджетов по налогу на имущество физических лиц, в связи с изменением исчисления налога от кадастровой стоимости имущества, Правительством Амурской области рекомендовано установить до 01 декабря 2014 года максимальные ставки налога на первые четыре налоговых периода и продолжить работу по сверке полноты учета налоговой базы с регистрирующими  и налоговыми органами.

Мерой, позволяющей повысить поступления в местные бюджеты земельного налога является оптимизация налоговых льгот и отмена льгот хозяйствующим субъектам и иным организациям и учреждениям. Так, за 2013 год льготы по земельному налогу по юридическим лицам составили 179,3 млн. рублей.

С этого года в бюджеты муниципальных образований поступают доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты, которые являются доходным источником муниципальных дорожных фондов. Однако, в связи со снижением объемов реализации автомобильного и прямогонного бензинов, моторных масел, а также изменением структуры облагаемого оборота по дизельному топливу, снижаются поступления указанных доходов в бюджеты субъектов и муниципальных образований. 

Рекомендуем провести анализ поступления указанных доходов в бюджеты муниципальных образований и в случае их снижения откорректировать плановые назначения.

Реализация указанных мероприятий по налоговым доходам обеспечит дополнительные доходы муниципальным образованиям области в объеме 550 млн. рублей к 2018 году.

В целях организации работы по завершению финансового года хочу обратить ваше внимание на вопрос своевременности уточнения платежей, поступающих по коду «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет».

По информации, предоставленной управлением Федерального казначейства по Амурской области, по состоянию на 01 октября 2014 года по коду «Невыясненных платежей» числится 394 платежа  на общую сумму 3,6 млн. рублей, в т.ч. по местным администраторам – 189 платежей на общую сумму 2,8 млн. рублей.

Причем, имеются 11 невыясненных платежей на сумму порядка 6 тыс. рублей, поступивших в местные бюджеты еще в период с 2009 по 2013 годы и не уточненных по сегодняшний день.

Несвоевременное уточнение невыясненных поступлений приводит к отвлечению средств бюджетов, т.к. сумма невыясненных поступлений уменьшает свободный остаток средств на счетах бюджетов возможный к использованию.

Министерство финансов Амурской области просит принять меры по оперативному уточнению администраторами доходов бюджетов всех невыясненных поступлений.

В сложившейся ситуации, когда доходы не исполняются, достигнут предельный объем долговой нагрузки, возникает риск образования просроченной кредиторской задолженности по итогам исполнения 2014 года.

Так, за 2012 – 2013 годы объем кредиторской задолженности возрос в 1,6 раза, достигнув порядка полумиллиарда рублей. При исполнении бюджетов текущего года просроченная кредиторская задолженность уже на 01 ноября сложилась в объеме 196 млн. рублей. По итогам сдачи годовой отчетности возможен ее существенный рост.

В целях выполнения принятых на себя по Соглашениям обязательств органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления должны принять меры по ее ликвидации к 01 января 2015 года.

Отдельно хочу остановиться на выполнении муниципальными образованиями условий Соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.

Мониторинг о ходе выполнения Соглашений размещен в информационной системе «Портал Правительства Амурской области в информационно-коммуникационной сети Интернет». В адрес глав районов и городов направлено обзорное письмо.

В соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерством финансов Амурской области с высокодотационными муниципальными образованиями заключены указанные Соглашения. В 2014 году к ним отнесены 255 муниципальных образований области.

Муниципальные образования ежеквартально направляют информацию о выполнении условий Соглашений, в том числе:

- о проделанной работе по повышению эффективности бюджетных средств и оптимизации расходов местного бюджета;

- о долговой емкости бюджета муниципального образования;

- о размещении на официальном сайте администрации города (района) сведений о недоимке во все уровни бюджетной системы Российской Федерации в разрезе налогов, включая поселения.

Кроме этих показателей, министерство финансов Амурской области осуществляет мониторинг соблюдения муниципальным образованием предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В части соблюдения бюджетного законодательства – нарушений у муниципальных образований не выявлено.

В части представления отчетов о выполнении других показателей – мониторинг показывает, что многие муниципальные образования области продолжают формально относиться к представлению необходимой информации.

Часть поселений области представляют информацию без планируемых мероприятий по оптимизации расходов и росту доходов, стоит лишь подпись главы местного самоуправления в не заполненной форме.

Отдельные муниципальные районы не размещают в Интернете сведения о недоимке, в том числе в разрезе поселений.

Подводя итог анализу выполнения Соглашений настоятельно рекомендуем органам местного самоуправления:

-  принять меры к устранению отмеченных недостатков;

- при формировании отчетов о проделанной работе за 2014 год уделить особое внимание  качеству и полноте отражения необходимой информации, в том числе и поселениями, расположенных на территории районов.

С 2014 года при исполнении расходов областной бюджет перешел на «новый механизм» предоставления межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, так называемый – механизм «бюджетного аккредитива».

По утвержденному перечню, межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляются из областного бюджета в местные бюджеты в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых, являются данные межбюджетные трансферты.

 В соответствии с распоряжением Правительства Амурской области от 10 февраля 2014 года № 19-р по «новому механизму» предоставляются:

- субвенция на компенсацию теплоснабжающим организациям выпадающих доходов;

- субвенция на предоставление жилых помещений детям-сиротам;

- субвенция на единовременные денежные выплаты при передаче ребенка на воспитание в семью;

- субсидия на уничтожение сырьевой базы конопли.

Практика применения данного механизма показала положительные результаты.

Так, по состоянию на 01 ноября 2014 года из 1030 млн. рублей доведенных лимитов на 10 месяцев – востребованными оказались 766 млн. рублей, т.е. сумма в 264 млн. рублей не отвлекалась со счета областного бюджета.

Так же «новый механизм» исключает образование остатков целевых средств в местных бюджетах, сокращает число невыясненных поступлений по целевым средствам, сокращаются сроки проведения операций. В целях поддержания ликвидности единого счета областного бюджета  перечень межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам в 2015 году, будет существенно расширен.

Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 93.6 «Бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)».

В целях обеспечения ликвидности единого счета областного бюджета впервые с января текущего года министерство финансов Амурской области использует предложенный механизм по привлечению бюджетных кредитов  на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) под 0,1% годовых со сроком кредитования 30 дней.

С февраля по октябрь текущего года на пополнение остатков средств на счете областного бюджета привлечено чуть менее 13 млрд. рублей (12 648,0 млн. рублей). Это позволило сэкономить расходы на обслуживание государственного долга порядка 85,0 млн. рублей.

В 2014 году средства федерального бюджета предоставлялись только для выдачи бюджетного кредита субъектам Российской Федерации.

С 2015 года к участию в пилотном проекте в целях предоставления из федерального бюджета бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов планируется привлечь муниципальные образования г. Благовещенск и г. Белогорск.

На 2015 год консолидированный бюджет области спрогнозирован по доходам в объеме 41,5 млрд. рублей, по расходам – 44,2 млрд. рублей, дефицит – 2,7 млрд. рублей.

Что необходимо отметить в первую очередь – для обеспечения  погашения в 2017 году задолженности по кредитам, ранее предоставленным областному бюджету, расходы областного бюджета в 2017 году были сокращены до минимума. Таким образом, областной бюджет на 2017 год сформирован с профицитом, т.е. превышением доходов над расходами. А так как областной бюджет занимает в консолидированном бюджете более 60%, то и консолидированный бюджет сформирован с профицитом.

По-прежнему одной из первостепенных задач остается задача по реализации Указов Президента Российской Федерации 2012 года, в том числе в части повышения оплаты труда работникам бюджетной сферы.

За 9 месяцев текущего года недостижение планируемого на 2014 год показателя в целом по области отмечается лишь по педагогическим работникам медицинских организаций и социальных организаций для детей-сирот в силу того, что целевой показатель был увеличен с 80% до 90% от средней заработной платы в регионе.

Выполнение Указов Президента по повышению заработной платы отдельных категорий работников – главная задача, которая стоит перед каждым муниципальным образованием. Но это не значит, что надо работать в этом направлении по принципу «не только выполню, но и перевыполню». Необходимо понимать, что значительное превышение фактического показателя неизбежно ведет к росту средней заработной платы в регионе, т.е. того показателя, до которого мы должны довести заработную плату к 2018 году. Чрезмерное наращивание заработной платы – это «снежный ком», который потребует значительных дополнительных финансовых затрат. Прошу муниципальные образования проанализировать сложившуюся ситуацию по превышению целевых показателей и принять необходимые меры по недопущению в дальнейшем таких отклонений.

Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 30 сентября 2014 года № 999 утвердило Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Основные изменения касаются:

1) отмены уровня софинансирования с сохранением требований о наличии бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства и порядок определения объемов указанных ассигнований;

При этом возросла ответственность за выполнение условий получения межбюджетных трансфертов из бюджета другого уровня.

Еще в 2013 году в Бюджетный кодекс Российской Федерации введена глава 30 «О применении бюджетных мер принуждения». Согласно статье 306.8 нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это не связано с нецелевым использованием средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетных трансфертов и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

11 августа 2014 года Министерство финансов России подписало приказ № 74н, регламентирующий порядок исполнения решений о применении бюджетных мер принуждения.

Данный порядок содержит механизм исполнения решений о бесспорном взыскании. Федеральное казначейство осуществляет взыскание в пределах сумм поступлений за текущий операционный день, подлежащих зачислению в бюджет нарушителя до полного исполнения решения.

Аналогичный порядок разрабатывается и на областном уровне.

Таким образом, в случае выявления самого распространенного нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов (в виде нарушения размера софинансирования) министерство финансов Амурской области сможет не только сокращать предоставление межбюджетных трансфертов, но и взыскивать суммы с единых счетов местных бюджетов.

2) учета при распределении субсидий уровня расчетной бюджетной обеспеченности, численности населения и (или) количественной оценки затрат на реализацию мероприятий, при необходимости – иные критерии;

3) увязки показателей результативности предоставления субсидий с индикаторами государственных программ;

4) возврата средств субсидии, в случае если не выполнены условия предоставления субсидий или не достигнуты значения показателей результативности.

До 01 января 2015 года федеральным органам исполнительной власти необходимо привести Правила предоставления субсидий в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999.

Министерством финансов Амурской области подготовлены изменения в действующие Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденные Постановлением Правительства Амурской области от 23 марта 2009 года № 95.

С данным проектом постановления можно ознакомиться на портале Правительства Амурской области, в разделе «Проекты нормативных документов» на странице «Министерство финансов», а также на сайте министерства финансов Амурской области в разделе «Новости».

В настоящий момент проект Постановления находится на согласовании в Правительстве Амурской области и вступит в силу с 01 января 2015 года.

Экономические вызовы текущего времени требуют от всех присутствующих оперативного принятия мер по:

- обеспечению стабильности и сбалансированности бюджетов;

- перераспределению бюджетных ассигнований и обеспечению достижения целевых индикаторов «дорожных карт»;

- по утверждению планов по мобилизации доходов, оптимизации расходов и сокращению долговой нагрузки бюджетов;

- осуществлению мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов бюджетов;

и обеспечение принятия решений о налоге на имущество физических лиц на территориях муниципальных образований.

Министерство финансов России на своем сайте разместил Доклад о лучших практиках в области федерального, региональных и местных бюджетах для граждан.

По итогам рейтинга субъектов Российской Федерации по публикации бюджетов для граждан за 2014 год Амурская область вошла в лучшую I группу «Предоставление обширной информации гражданам (8 и более критериев)».

Необходимо отметить, что 16 из 29 муниципальных образований области также размещают в Интернете «Бюджеты для граждан».

Остальным муниципальным образованиям необходимо активизировать работу по представлению местных бюджетов в доступной для граждан форме. Министерством финансов России разработан проект приказа «О внесении изменений в Порядок осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами», утвержденный приказом Министерства финансов России от 03 декабря 2010 года № 552, в соответствии с которым в перечень индикаторов оценки качества управления региональными финансами будет включен новый индикатор «Размещение на официальных сайтах органов государственной власти субъекта Российской Федерации публикаций «Бюджет для граждан», а также соблюдение сроков и качества информации.

После утверждения Министерством финансов России изменений, министерством финансов Амурской области будут внесены соответствующие изменения в приказ от 05 марта 2011 года № 42 «Об утверждения Порядка осуществления мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами».

Доклад окончен.

Благодарю за внимание!

© Министерство финансов Амурской области . Все права зарегистрированы.
Яндекс.Метрика