О реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

О реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»


О реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597

«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Во исполнение задач, определенных Президентом РФ, распоряжением Правительства области от 06.03.2012 № 28-р  утвержден План мероприятий «дорожная карта» «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры Амурской области», содержащий целевые показатели развития отрасли и динамику соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры до 2018 года.

В течение 2014 года в «дорожную карту» неоднократно вносились изменения, в том числе после согласования показателей в федеральных министерствах. Аналогичные изменения были согласованы министерством культуры и архивного дела области для городских округов и муниципальных районов области.

В соответствии с «дорожной картой», приоритетной является задача повышения оплаты труда работников бюджетной сферы и установление зависимости заработной платы от достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

В 2013 – 2014 годах проведена большая работа по созданию централизованных систем в муниципальных районах области, что позволило  объединить культурно-досуговые учреждения поселенческого уровня  и сосредоточить для выполнения  задач в сфере культуры методические, информационные, материально-технические, кадровые и организационные ресурсы.

Частично централизованы учреждения культуры Благовещенского района, не провели централизацию Серышевский, Сковородинский, Завитинский  и Селемджинский районы.

Как показывает анализ состояния и развития культуры  в данных муниципальных районах, особенно в Завитинском районе, показатели по итогам года будут значительно снижены. Решение не централизовать учреждения культуры в Селемджинском районе связано с низкой плотностью населения, географической удалённостью поселений не только от центра, но и друг от друга и слабо развитой коммуникационной сетью.

В связи с централизацией учреждений культуры на уровне района, оптимизацией штатной численности и выводом (сокращением) технического персонала, среднесписочная численность работников учреждений культуры сократилась с 4119,5 человек по состоянию на 01.04.2013 года  до 2385 человек - по состоянию на сегодняшний день.

Сокращение численности работников учреждений культуры влечет увеличение нагрузки (расширение должностных обязанностей), что в свою очередь ведет к повышению производительности труда, так как работник за один  и тот же промежуток времени выполняет больший объем работы.

Широко распространено мнение, что в клубах и библиотеках вообще можно работать без специальной подготовки, которое подтверждается и практикой, особенно в сельской местности. Очевидно, что учреждения с таким кадровым составом не могут быть востребованными и конкурентоспособными в современном обществе, а работники качественно выполнять значительно увеличившийся объем работ.

Министерством культуры и архивного дела области поставлена задача о повышении уровня образования специалистов учреждений культуры. За три года переподготовку и повышение квалификации должны пройти все работники учреждений культуры. Муниципальным образованиям рекомендовано, лиц, не имеющих профильного образования, и не стремящихся к его получению, вывести из учреждений культуры в разряд обеспечивающих специалистов иных учреждений.

Так в 2013 году численность специалистов с профильным образованием составляла 32% от общей численности, сегодня профильное образование имеют – 65% работников.

Повышение оплаты труда напрямую увязано с качеством работы конкретных специалистов и качеством предоставляемых государственных и муниципальных услуг. Для этого учреждения культуры перешли на «эффективные контракты», заключаемые с работниками. В эффективных контрактах конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

На сегодняшний день «эффективные контракты» заключены во всех учреждениях культуры области. В Благовещенском районе эта работа продолжается и до конца года будет завершена.

Благодаря работе, проведенной по оптимизации сети сферы «культура» удалось достичь повышения оплаты труда работников учреждений культуры. Так по состоянию на 01.11.2014 средняя заработная плата работников учреждений культуры области составила 22618,3 руб. или 71,7 % к средней заработной плате, прогнозируемой по экономике области (при плановом значении 64,9%  к средней заработной платы по региону  (20471,41 руб./31543,0 руб.).

Причем по государственным учреждениям культуры данный показатель  составляет 72,6% (22926,7 руб.), по муниципальным учреждениям культуры – 71,4% (22524,2 руб.).

Установленного уровня среднегодового размера заработной платы  достигли в 28 городах и районах области. Размер среднемесячной заработной платы ниже установленного уровня отмечен только в Благовещенском районе – 17015,3 руб. (53,9%).  (По данным муниципального образования по итогам 2014 года ожидается выполнение «дорожной карты» в результате уточнения среднесписочной численности работников БУК ЦКД «Эдельвейс» с.Чигири, а также увеличения стимулирующих выплат).

В то же время, учитывая, что согласование показателей  роста заработной платы в «дорожных картах» муниципальных образований области проходило с учетом применения коэффициентов, установленных для  отдельных территорий, в зависимости от приравненности к районам Крайнего Севера, согласно протокола заседания подгруппы при министерстве финансов области по вопросу реализации государственной социальной политики от 22.04.2014, невыполнение «дорожной карты» в части повышения оплаты труда работников учреждений культуры отмечено в:

-Сковородинском районе – 21294,5 руб. (план – 23030,33 руб.);

- Селемджинском районе – 25409,0 руб. (план – 28148,18 руб.);

- Зейском районе – 21064,9 руб. (план – 28148,18 руб.).

Средняя заработная плата преподавателей среднего профессионального образования по состоянию на 01.11.2014 составила 27168,51 руб. –86,1% от средней заработной платы по экономике (при плановом значении - 87,0%.).

Необходимый уровень оплаты труда преподавателей среднего профессионального образования будет достигнут при распределении стимулирующих выплат в 4 квартале 2014 года.

Говоря о дополнительном образовании детей сферы «культура», которое требует отдельного внимания стоит отметить, что в Амурской области на сегодняшний день действует 35 учреждений  дополнительного образования детей, которые реализуют образовательные программы по различным направлениям.

В 2013-2014 учебном году контингент обучающихся составил  6566 человек, что составляет около 7% от общего количества детей школьного возраста области и соответствует среднему показателю по России.

2013-2014 учебный год, ставший первым годом реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», показал, что указанный закон успешно реализуется в сфере художественного образования. Согласно принятым федеральным нормативным актам Детские  школы искусств официально признаны начальной ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства. 

Учреждения дополнительного образования детей сферы культуры и искусства Амурской области начали реализацию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ на основе федеральных государственных требований

Нужно отметить, что не все руководители учреждений дополнительного образования области придают должное внимание  перехода на ФГТ. А это, в свою очередь, может  привести  к снижению качества образования и перехода школ в центры дополнительного образования.

На сегодняшний день во многих школах искусств наблюдается большой крен в сторону эстетического направления обучения. С самыми низкими показателями в профессиональной направленности  являются следующие школы:  МОУДОД «ШИ села Белогорье»,  МБОУ ДОД «Детская школа искусств» с. Тамбовка, МАОУ ДОД  «ДШИ» с. Екатеринославка,  МОБУ ДОД РДМШ п. Ромны, МБОУ ДОД ШИ Завитинского района,  МОУ ДОД ДШИ с. Новокиевский Увал,   МОБУ ДОД «ДШИ» п. Сиваки,  МБОУДОД ФДШИ пгт. Февральск, МБОУДОД «Детская школа искусств Сковородинского района»,  МОБУ ДОД «Соловьёвская ДШИ»,  МАОУ ДОД ДШИ с. Ивановка.

Правительством Российской Федерации (распоряжением от 30.04.2014 № 722-р) утверждены изменения в дополнительном образовании детей, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту. В данном документе в числе количественных характеристик указаны следующие показатели – это охват детей программами дополнительного образования в возрасте от 5 до 18 лет, если в 2014 году процент охвата должен составлять 83 процента, то к 2018 году 86 процентов. Еще один показатель – это численность детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет, приходящихся в расчете на 1 педагогического работника, если в 2014 году  на 1 педагога должно приходиться 70,9 человек, то к 2018 году этот показатель вырастает до 79,2 человек. Все это может неизбежно привести к тому, что органы местного самоуправления, причислив детские школы искусств к учреждениям общего образования, перед которыми сегодня стоит задача развивать  сектор дополнительного образования, причем развивать его активно, могут подвести школы искусств к перепрофилированию в учреждения организации досуга детей. Со всеми вытекающими проследствиями.

Внедрение федеральных государственных требований предполагают возросшие критерии к педагогическим кадрам, повышенные требования к профессиональному образованию преподавателей. В школах области работает 399 преподавателей, 45% из них имеют высшую квалификационную категорию.

С 2012 года значительно снизилось количество сотрудников ДШИ не имеющих образования.

Однако, зачастую сегодня педагог, имеющий квалификацию «учитель музыки», преподаёт в школе искусств и хореографию, и сольфеджио, фортепиано и эстрадный вокал. Начиная с 2015 года с введением профессионального стандарта преподавателя, педагоги не имеющие профильного образования, уже не смогут претендовать на высшую и первую категорию. С целью исправления данной ситуации и ее корректировки министерством культуры и архивного дела области утвержден план проведения курсов повышения квалификации и переподготовки  на 2014-2015 учебный год. За первое полугодие 2014 года курсы повышения профессионального мастерства прошли 68 преподавателей.

Повышенные требования к кадровому составу отражаются и на заработной плате.

В соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта» «Изменения, направленные на повышение эффективности образования и науки в Амурской области», заработная плата работников учреждений дополнительного образования детей в 2014 году должна составлять 80,0% (25234,4 руб.) от средней заработной платы учителей в регионе  (31543,0 руб.).

По данным мониторинга повышения оплаты труда за январь-сентябрь 2014 года, средняя заработная плата работников учреждений дополнительного образования детей сферы «культура» составила 29117,4 руб. – 92,3 % к средней заработной плате прогнозируемой по экономике области.

Причем в государственных учреждениях культуры данный показатель составил 84,9% (26785,8 руб.), а в муниципальных учреждениях культуры–92,8% (29273,1 руб.)

Размер среднемесячной заработной платы ниже установленного уровня отмечен в:

- Ивановский район – 20233,3 руб. (64,1%),

- Михайловский район – 23750,0 руб. (75,3%),

- Белогорский район –23894,4 руб. (75,8%),

- Ромненский район – 23900,0 руб. (75,8%),

- Архаринский район – 24173,0 руб. (76,6%),

- Мазановский район – 24460,1 руб. (77,5%),

- город Свободный – 25077,1 руб. (79,5%),

- Бурейский район – 25082,1 руб. (79,5%),

- Константиновский район – 25087,3 руб. (79,5%).

За 9 месяцев 2014 года отмечено сокращение средней заработной платы по сравнению с 2013 годом в Ромненском районе (2013 год - 31925,0 руб., за 9 месяцев 2014 года – 23900,0 руб.), Селемждинском районе (2013 год -54710,8 руб., за 9 месяцев 2014 года 38997,1 руб.); Константиновском районе (2013 год -25369,0 руб., за 9 месяцев 2014 года 25087,3руб).

Одна из самых критичных ситуаций в ДШИ складывается с изношенностью парка музыкальных инструментов. В целях обеспечения образовательного процесса для детских музыкальных школ и школ искусств органам местного самоуправления из федерального и областного бюджетов предоставляются субсидии на приобретение музыкальных инструментов:

в 2010 году из бюджета области выделено 5 млн. рублей для 13 ДШИ;

в 2012 году - 1 млн. рублей - для 10 школ искусств области;

в 2013 году из федерального бюджета за счет средств ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» выделено 10786,0 тыс. руб. для 23 ДШИ (в том числе 2 филиала);

в 2014 году из федерального бюджета за счет средств ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» выделено 4 914,00 тыс. руб.  (без учета средств на колледж) для 16 ДШИ.

Тем не менее, изношенность парка музыкальных инструментов в ДШИ составляет на сегодняшний день более 75%. Обновление музыкальных инструментов необходимо в 31 ДШИ.

Министерство готово и впредь изыскивать возможность предоставления субсидии из федерального бюджета на приобретение музыкальных инструментов, однако, необходима инициатива от муниципальных образований и возможность софинансирования. В 2014 году многие школы отказались от федеральных средств в связи с отсутствием возможности софинансирования.

Для проведения мониторинга деятельности учреждений дополнительного образования детей сферы культуры и искусства – детских школ искусств области, внедрения предпрофессиональных программ обучения, анализа и оценки эффективности и деятельности детских школ искусств области, приказом министерства культуры создана рабочая группа, в составе ведущих преподавателей Амурского областного колледжа искусств и культуры, и утвержден план-график выездов в муниципальные образования.

Согласно плана-графика 24.11.2014 состоялся выезд рабочей группы в МАОУ ДОД «Детская школа искусств» с.Ивановка, в декабре 2014 года будет проведен анализ работы еще 5 школ. По результатам проведенного мониторинга главам муниципальных образований будет предоставлена справка-отчет о деятельности образовательного учреждения и даны рекомендации о дальнейшем функционировании школы.

Подводя итоги своего доклада стоит отметить, что закрытие неэффективных учреждений культуры сопровождалось разработкой новых форм обслуживания сельского населения. В 2013-2014 годах для муниципальных образований было приобретено 13 автоклубов, в текущем году объявлен конкурс на приобретение еще 3х автоклубов и 2х библиобусов. Для автоклубов разработаны положения, методические рекомендации, в соответствии с которыми обслуживаются населенные пункты, не имеющие учреждений культуры.

Говоря о дальнейшем повышении заработной платы работникам учреждений культуры, стоит опасаться необоснованной оптимизации численности учреждений культуры, закрытия эффективно работающих учреждений культуры и, соответственно, нарушения прав граждан.

Так в Михайловском районе сложилась крайне неприятная ситуация в связи с не исполнением администрацией Поярковского сельсовета своих обязательств по финансированию переданных полномочий в сфере культуры.  В связи, с чем нарушены конституционные права человека и гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. В настоящее время идет судебное разбирательство по данному факту. Обращаю ваше внимание на недопустимость подобных ситуаций.

В Указе Президента определено несколько источников повышения заработной платы, это бюджет, оптимизация (которая в достаточном объеме была проведена в 2013-2014 годах) и внебюджетные источники, то есть собственные доходы учреждений.

Анализ основных источников финансирования расходов на оплату труда государственных и муниципальных учреждений показал, на данные цели за счет бюджетов всех уровней в текущем году предусмотрено 806,4 млн. руб. Объем средств, предусмотренный за счет внебюджетных источников - 79,6 млн. руб. (9% от общего объема расходов на оплату труда).

Данные форм статистического наблюдения «Зп-культура», представленные в министерство по итогам 9 месяцев 2014 года показали, что фактически структура фонда оплаты труда работников списочного состава учреждений культуры сложилась следующим образом:

расходы консолидированного бюджета области составили 583659,1 тыс.рублей или 92,4% к общему объему расходов;

расходы за счет средств от приносящей доход деятельности – 47851,0 тыс.рублей или 7,6% к общему объему расходов.

Анализируя указанные расходы по уровням бюджета, следует отметить, что основная доля расходов, осуществляемых из внебюджетных источников, приходится на государственные учреждения культуры – 60,7%  и составляет 24,0 % в структуре фонда оплаты труда государственных учреждений.

Доля собственных доходов муниципальных учреждений культуры в структуре фонда оплаты труда составляет всего 3,7%, при плановом значении, зафиксированном в «дорожных картах» муниципальных образований – 6%. Самый высокий уровень софинансирования расходов на оплату труда за счет собственных доходов осуществляется муниципальными учреждений культуры в ЗАТО Углегорск – 22,6%, городах Белогорск (13,4%), Шимановск (12,5%), Благовещенск (12,3%), Зея (10,9%), пгт.Прогресс (7,3%), Тында (4,1%), в Константиновском районе(4,3%).

В г.Свободном, Сковородинском, Михайловском,  Ивановском, Ромненском, Серышевском, Свободненском, Тамбовском,  Бурейском районах данный показатель составляет от 1,1 до 0,1%%.

В Белогорском, Магдагачинском и Мазановском районах при наличии плановых объемов внебюджетных средств направляемых на заработную плату в 2014 году, фактических выплат за 9 месяцев нет.

В 8 муниципальных образованиях (г.Райчихинск, Архаринский, Благовещенский, Завитинский, Зейский, Октябрьский, Селемджинский, Шимановский районы) средства на оплату труда за счет собственных доходов учреждений даже не планируются.

Соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры и средней заработной платы по экономике области на 2015 год установлено  «дорожной картой» на уровне 73,7.

В условиях дефицита средств бюджетов, завершения работы по оптимизации сети учреждений области, численности персонала этих учреждений, одним из источников повышения заработной платы в будущем году должны стать собственные доходы учреждений культуры. «Дорожными картами» городских округов и муниципальных районов области предусмотрена доля средств от приносящей доход деятельности в фонде заработной платы работников учреждений культуры на уровне 6% ежегодно.

Поиск дополнительных источников финансирования расходов должен сопровождаться расширением перечня оказываемых платных услуг населению области при сохранении и повышении качества,  а также совершенствования работы «системы эффективного контракта».

Спасибо за внимание!

© Министерство финансов Амурской области . Все права зарегистрированы.
Яндекс.Метрика