О новых механизмах бюджетного финансирования учреждений образования области

О новых механизмах бюджетного финансирования учреждений образования области


О новых механизмах бюджетного финансирования учреждений

образования области

В связи с приведением законодательства Амурской области в соответствие с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 01 января 2015 года муниципальным бюджетом должны обеспечиваться расходы на:

1. Содержание имущества образовательных организаций, включая оплату труда управленческого и обслуживающего персонала, не участвующего в образовательном процессе.

2. Текущий ремонт, обеспечение безопасных условий деятельности.

3. Расходы на присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях.

4. Расходы на организацию подвоза школьников.

Областной бюджет будет осуществлять финансирование:

в дошкольном образовании – 1,7 ставки педагогических работников, 0,125 ставки помощника воспитателя на 1 группу, а также расходы на учебные и учебно-методические пособия;

в общем образовании – в полном объеме заработную плату педагогов, осуществляющих общеобразовательный процесс, 15% от фонда оплаты труда педагогов – на оплату административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, и от 2 до 10 % от фонда оплаты труда педагогов (в зависимости от наполняемости классов) - на учебники, учебные пособия, средства обучения, организацию питания, оплату услуг сети Интернет.

Расчет фонда оплаты труда педагогических работников на 2015 год осуществлялся исходя из прогнозной величины средней заработной платы по экономике области 2014 года – 31543 рубля, в том числе для северных территорий - 40820 рублей, для южных территорий - 29688 рублей.

Таким образом объем расходов областного бюджета на финансирование муниципальных образовательных организаций составит 6 655,6 млн. рублей, в том числе:

в дошкольном образовании –1 417,1 млн. рублей;

в общем образовании – 5 238,5 млн. рублей.

Отмечу, что ряд муниципальных образований ведут активную работу по снижению расходов на содержание сети учреждений при сохранении качества услуг.

Так, в Ивановском районе стоимость содержания 1 ребенка составляет 50 тысяч рублей, в городе Белогорск – 56 тысяч рублей, в Белогорском районе – 57,5 тысячи рублей, в тоже время Константиновском районе – 184,2 тысячи рублей, в Свободненском районе – 198,5 тысячи рублей.

Различается и доля расходов приходящаяся на родительскую плату:

в Благовещенске, Шимановске, Октябрьском, Ивановском районах на долю родителей приходится 27% расходов;

в Архаринском районе – 9,8%;

в пгт. Прогресс – 9,4%;

в Мазановском районе – 6%;

в Свободненском районе 8,6%.

При достигнутой средней заработной плате воспитателей 28555 рублей, только 87% работников имеют высшее и среднее педагогическое образование, из них только 30% – высшее. Таким образом, значительное число работников не соответствуют требованиям профессионального стандарта, но при этом требуют выплачивать заработную плату в соответствии с Указом Президента. В Ромненском районе из 15 воспитателей ни один не имеет высшего образования, в Магдагачинском районе без педагогического образования работает 19 воспитателей, в Зейском и Шимановском районах по 13 воспитателей.

Созданные за счет средств федерального и областного бюджетов места для дошкольников также используются не в полном объеме.

В Зейском районе на детский сад в с. Овсянка было потрачено 17 млн. рублей на 40 мест – записано 22 человека, а реально посещают 18 (менее 50%).

В Константиновском районе в Золотоножской школе создана группа на 20 мест, записано 15 человек, а посещает 10.

В открытый 12 сентября текущего года детский сад в с.Тыгда до сих пор не ходит ни один ребенок. Главой муниципалитета не решен вопрос о выделении средств на оплату выполненных работ.

Бюджету города Свободный в 2013 году было выделено более 41 млн. рублей на создание новых мест, а посещаемость детских садов за 9 месяцев текущего года составляет только 68%, аналогичная ситуация в Константиновском районе - 67%, в Селемджинском районе - 59%.

Значительная доля неэффективных расходов имеется и в системе общего образования.

При среднем объеме расходов бюджетов всех уровней на обучение одного ребенка в 66 тыс. рублей в области наблюдается тенденция роста числа выпускников, недопущенных к итоговой аттестации. В Мазановском районе к экзаменам не допустили 28 учеников (неэффективные расходы – 1,8 млн. рублей), в Тамбовском районе и городе Свободный по 22 (2,9 млн. рублей), в Шимановске – 11 (0,7 млн. рублей). Минобрнауки области  вынужден был принять меры по индивидуальному обучению данных детей в учреждениях профессионального образования.

До сих пор, несмотря на значительные вложения в повышение квалификации педагогов, ряд муниципалитетов показывают низкий уровень профессиональной подготовки специалистов. В городе Тында и Зейском районе за 2 года только 30% педагогов прошли повышение квалификации, при среднем уровне по области – 55%. Как результат, в текущем году в Тынде 6% выпускников не получили аттестат (неэффективные расходы – 1 млн. рублей, за 11 лет свыше 10 млн. рублей), в Зейском районе – 3% (500 тыс. рублей и более 5 млн. рублей соответственно).

В отдельных школах педагоги не имеют профессионального образования. В частности в Придорожненской школе (Тамбовский район) уроки технологии ведет работник со средним общим образованием (школьным) и получает за это 25300 рублей в месяц.

В ходе проверок муниципальных образований часто выявляются факты установления себе руководителями образовательных организаций стимулирующих выплат. В Тамбовском районе без согласования с работодателем директорами школ было начислено дополнительных выплат на 1,7 млн. рублей в 2013 году и 700 тыс. рублей в 2014.

Имеются факты нарушения руководителями школ трудового законодательства при работе по совместительству– более половины ставки. Директор Волковской школы работала на полную ставку руководителя и дополнительно вела 20 часов педагогической нагрузки или 1,1 ставки.

Кроме того, в территориях выявлены случаи оплаты услуг телефонной связи, мебели за счет средств областного бюджета, что также привело к снижению фонда оплаты труда педагогов.

Необходимо взять на личный контроль глав и вопросы формирования классов. В школе № 3 поселка Новобурейский открыто 3 первых класса на 53 ребенка (в школе № 1 51 ученик в 2-х классах). В Волковской школе аналогичная ситуация: 28 человек в 2-х первых классах, 26 в двух четвертых. В то время как в Белогорске, Благовещенске класс посещают по 29-30 человек. Формирование малонаполненных классов ведет к увеличению учебной нагрузки, а следовательно, и росту бюджетных расходов.

В Благовещенске, Белогорске расходы на 1 ученика составляют 42 тысячи рублей в год, в Константиновском районе – 52 тысячи рублей, в Углегорске – 132 тысячи рублей, в Селемджинском районе – 183 тысячи рублей, в Свободненском районе – 203 тысячи рублей,

В ряде  школ стоимость обучения одного ребенка в 5 и более раз превышает среднюю по области:

Черниговка (Архаринский район) – 1,3 млн. рублей за ученика (на 7 детей работает 10 педагогов);

Новостепановка (Свободненский район) – 677 тыс. рублей;

Буссе (Свободненский район) – 423 тыс. рублей;

Норск (Селемджинский район) – 636 тыс. рублей;

Огоджа (Селемджинский район) – 673 тыс. рублей.

В городах области остаются нерешенными вопросы взаимосвязи дошкольного и общего образования. В городе Зея функционируют 5 школ и 8 детских садов на 4175 детей, в которых работают 45 человек управленческого персонала с фондом оплаты труда - 33 млн. рублей, на 1 руководителя приходится 92 ребенка. В Благовещенске этот показатель составляет 146 детей на 1 руководителя. Неэффективные расходы по городу Зея – 13 млн. рублей в год.

Исходя из вышесказанного и учитывая ограниченность бюджетных средств, безусловность реализации в 2015 и последующих годах Указов Президента Российской Федерации считаю необходимым для органов местного самоуправления внедрять новые подходы к организации и финансированию учреждений образования.

1. Объединение детских садов, школ, учреждений дополнительного образования в образовательные центры с сокращением расходов на управленческий и обслуживающий персонал.

2. Перевод малокомплектных детских садов с низкой посещаемостью в здания школ с экономией расходов на содержании имущества.

3. Открытие новых групп для детей от 1 до 3 лет в форме частных групп присмотра и ухода без образовательного процесса. При этом муниципалитетом могут быть определены отдельные категории граждан, имеющие право на компенсацию родительской  платы за посещение такой группы.

4. Заключение эффективных контрактов со всеми сотрудниками: заработная плата за конкретную работу.

5. Перевод педагогических работников, не имеющих соответствующего образования, в учебно-вспомогательный персонал.

6. Приведение в соответствие с установленными нормативами соотношений:

число обучающихся на одного педагога;

фондов оплаты труда основного и вспомогательного персоналов.

Экономия бюджетных средств, их эффективное использование это основное условие обеспечения всех социальных гарантий жителям области в предстоящем году.

© Министерство финансов Амурской области . Все права зарегистрированы.
Яндекс.Метрика